МАССАНДРОВСКИЙ ДВОРЕЦ
Путешествуя по Крымскому полуострову, можно увидеть множество мест
с их неповторимой природой. Особенно красиво Южное побережье.
Жемчужина этого края – Массандра.
Давным-давно сюда от турецкого владычества бежали греческие
рыбаки. Здесь были прекрасные леса. Только вот море находилось очень
далеко. Вот и назвали свой поселок жители Марсанда, что в переводе
означает «неудобья». Впоследствии название претерпело
изменение. Выговаривать теперь его стало легче – «Массандра».
Историческая справка
Среди разнообразных чудес края особое место принадлежит дворцу
российского императора Александра III. Но
не только своей красотой славен он, но мистической репутацией. Первый
владелец этой земли, граф Семен Михайлович Воронцов, решил основать
здесь свою резиденцию. Это было в 1881г. Но он внезапно умирает. Его
вдова отказалась от продолжения строительства и забыла о нем на
долгие годы.
В 1889г. удельное ведомство царского двора приобретает землю
вместе с недостроенным дворцом для императора Александра III.
Проект был заказан профессору М. Е. Месмахеру. В период с 1892 по
1900 гг. он продолжил строительство, внеся различные коррективы.
Император хотел, чтобы дворец был его охотничьим домом. Но ему не
удалось увидеть строительство завершенным, так как царь умер. Дворец
достроили только через 8 лет – в 1902 году. Николай II
достраивал этот замок только как память об отце. Ему ближе был его
дом в Ливадии. Поэтому Массандровский дворец чаще всего пустовал.
После Октябрьской революции здесь был устроен дом отдыха.
Впоследствии он сменил множество хозяев. Одно время здесь был
институт виноделия «Магарач», потом – санаторий для
больных туберкулезом. В годы войны Гитлер хотел, чтобы этот дворец
служил резиденцией гауляйтера Крыма. Но из этого, естественно, ничего
не вышло.
Фашисты не слишком любили это место, потому что здесь активно
действовали партизаны.
После войны дворец стал правительственной дачей. Однако Сталин не
слишком жаловал Крым, поэтому и остальные члены правительства
держались от Массандры в стороне. Его просто демонстрировали
иностранным гостям, как местную достопримечательность.
В 1990 году дворец стал принадлежать музейному определению «Дворцы
и парки Южного берега Крыма». В нем расположилась выставка,
рассказывающая о временах периода правления Александра III.
В 1991 году дворец и парк стали филиалом Алупкинского
государственного дворцово-паркового музея-заповедника. С той поры
дворец стал постоянным объектом экскурсий. Надо отметить, что он
открылся для свободного помещения не сразу, хотя имел статус
памятника национального значения. Дело в том, что в СССР он долго был
госдачей правительства.
Когда Украина получила независимость, президент Кучма пытался
забрать Алупкинский, Массандровский и Ливадийский дворцы под свою
резиденцию. Ющенко был более скромным. Ему понадобился только
Массандровский дворец. Но протесты общественности этому помещали.
Архитектура.
Первый владелец Массандры заказал проект дворцового комплекса
архитектору М. А. Бушару. Архитектор положил в основу строения тип
французского замка эпохи позднего Возрождения. Такими как замки
Шамбор, Шеверни, Ланже и другие. Отличительной особенностью этих
замков были средневековые башни с крутыми островерхими крышами,
причудливые мансарды. Весь 1880 год велись подготовительные работы.
После смены владельца коренным образом меняется и проект. В 1892
году достраивает дворец архитектор Максимилиан Егорович Месмахер. Он
отходит от готического стиля. Используя стиль Людовика XVI.
В отделке фасада была использована метлахская и керамическая
плитка, в интерьерах различные изразцы, витражи, живопись по стеклу,
выжигание по дереву. Архитектору удалось очень органично соединить
детали архитектуры и изобразительного искусства. В дальнейшем работу
продолжит архитектор О. Вегенер. Он также внесет в проект свои
изменения. В окончательном варианте дворец представляет собой
трехэтажное сооружение, украшенное разнообразными декоративными
элементами и пирамидальной крышей. Дворец кажется легким и волшебным
благодаря высоким каминным трубам и крутым крышам. Он окружен лесом.
И кажется гармоничным продолжением окружающей его природы.
Экспозиция и интерьер.
Так как дворец строился, как летняя резиденция, в нем отсутствуют
залы для приемов. Заказчик – император Александр III был
поклонником всего русского, поэтому при отделке архитектор
воспользовался деревянной отделкой, чтобы создать ассоциацию с
рублеными избами.
Чтобы передать временную эпоху, в экспозицию музея из Алупкинских
фондов подобрали произведения живописи, графики, разнообразные
предметы декоративно-прикладного искусства. Во дворце прекрасно
сохранилась внутренняя отделка помещений, которая послужила фоном для
создания выставки, посвященной дворцовому интерьеру второй половины
XIX века.
Каждое помещение Месмахер декорировал в стиле определенной эпохи:
романской, готической, барокко, рококо, классицизма. Ему удалось все
это гармонично соединить.
В наше время в вестибюле находится выставка, которая посвящена
истории усадьбы и периодам его строительства. Это фотографии,
литографии, на которых был изображен старый воронцовский дом.
На первом этаже находились комнаты отдыха для всей семьи,
бильярдная, украшенная резьбой по дереву и пейзажной живописью,
столовая, оформленная в стиле старинного рыцарского зала, сервизная,
буфетная, «погребок», где хранились продукты, вина и
бочки со льдом для охлаждения.
Второй этаж – комнаты императора и императрицы. Наружная
лестница вела в прихожей второго этажа. Оттуда можно попасть в
приемную, оформленную торжественно и строго. Это приемная императора.
Можно также попасть и в приемную императрицы, которая украшена
нарядно и празднично. По традиции, на южной стороне находились
комнаты для женщин, на северной – для мужчин.
Кабинеты царских особ оформлены, как комнаты отдыха. Здесь
размещены портреты царской семьи.
В спальнях создана атмосфера уюта и покоя.
Ванные комнаты декорированы росписью акварели по дереву.
Коридор соединяют женскую и мужскую половины дома. В переплеты
входной двери коридора вставлены цветные и зеркальные стекла,
создавая радужное освещение. Этот прием архитектор заимствовал у
стиля модерн.
Третий этаж так и не был закончен.
Парк.
Площадь парка – 6 га. Он поражает всех своей неповторимой
природой. Здесь и холмистые склоны, и леса и луга. Есть и прекрасный
водопад. Многие участки парка остались нетронутыми человеком,
придавая парковой зоне особое очарование.
Все вместе: и дворец, и парк, создают абсолютно уникальную
дворцовую композицию.
|