АЛУПКИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДВОРЦОВО-ПАРКОВЫЙ МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК «ВОРОНЦОВСКИЙ ДВОРЕЦ»
Одним из наиболее известных архитектурных памятников города Алупки
является дворец М. С. Воронцова, государственного деятеля, известного
российского полководца, генерал-губернатора Новороссийского края.
Этот дворец был предназначен для летнего отдыха.
М. С. Воронцов, помимо военных талантов, организаторских
способностей, был неплохим коммерсантом. Он очень быстро понял, что
земля на Крымском полуострове будет всегда в цене, поэтому очень
быстро стал расширять свои владения. Вскоре его семье стали
принадлежать многие земельные участки в Алупке, Массандре, на мысе
Мартьян, в Ай-Даниле, Гурзуфе, Ак-Мечети, Коккозах, на Яйле, площадью
около 2 тыс. десятин.
Чтобы обустроить все эти территории должным образом, особенно в
летней резиденции в Алупке, Воронцов ищет специалистов в области
архитектуры, садово-паркового дизайна, мастеров-строителей.
Воронцов очень спешил, так как чувствовал, что наступает новое
время, и он стремился отразить это в архитектуре.
В этом ему очень помог английский архитектор Эдуард Блор (1789 –
1879 гг.). Только за один год он создал проект летней резиденции и
приступил к его строительству, которое длилось с 1830 по 1836 год.
Когда Воронцов произвел подсчеты истраченных средств (а он был
одним из самых богатых людей России тех времен), он решил больше не
считать денег. Потраченная сумма составила 6 млн. рублей золотом. Но
он не бросил начатое и довел его до конца.
Архитектор смог соединить при строительстве этого здания абсолютно
разные исторические направления в архитектуре – мавританский и
английскую готику. Но дворец прекрасен не только своим
архитектурно-художественным своеобразием, но и тем, как использовано
его ландшафтное местоположение. Такое ощущение, будто бы дворец
является продолжением окружающей его природы. Композиция оказалась бы
незавершенной, если бы не дворцовый парк с его прекрасными
искусственными водопадами и экзотическими растениями. Оформление
всего дворцового корпуса завершила львиная терраса.
До Октябрьской революции дворец был владением трех поколений семьи
Воронцовых. После 1917 года его национализировали. В середине 1921
года Воронцовский дворец становится музеем. Его богатейшие коллекции
сильно пострадали в годы Великой Отечественной войны. Фашисты
разграбили его, вывезя художественные ценности, среди которых было
537 произведений живописи и графики. К сожалению, лишь некоторые из
них были найдены и возвращены в музей. Когда в Ялте проходила
конференция «большой тройки», дворец стал резиденцией У.
Черчилля. Впоследствии дворец 50 лет был секретным спецобъектом –
госдачей №3. Участники Ялтинской конференции работали в основном в
Ливадии. Однако, предварительно вопросы, которые выносились на
повестку дня, рассматривались на совещании министров иностранных дел
в местах расположения каждой делегации по очереди. Два раза эти
встречи проходили в парадной столовой Воронцовского дворца. Именно
здесь 8 февраля 1945 года было принято окончательное решение о числе
стран-участниц учредительной конференции Организации Объединенных
Наций, а также время и место ее созыва.
В 1956 году дворец вновь стал работать как музей.
Территория дворца и его дворцовый парк очень часто используется
при съемке художественных фильмов («Три мушкетера»,
«Небесные ласточки», «Женитьба Фигаро»).
Архитектура.
М. С. Воронцов очень хотел, чтобы его крымская резиденция была
построена с использованием всех новейших архитектурных достижений
того времени.
Во дворце прекрасно сочетается восточный и разнообразные западные
архитектурные стили. Если внимательно рассмотреть северный фасад,
постепенно переходя от корпуса к корпусу, можно изучить, как
развивалась архитектура в средние века, начиная от самых ранних пор и
заканчивая XVI веком. Главное место здесь занимает английский вариант
зодчества.
Если подъезжать к усадьбе с западной стороны, то можно увидеть,
что дворец похож на феодальный замок-крепость VIII – XI веков.
Перед посетителями предстают круглые сторожевые башни, высокие глухие
стены, узкий проезд. При строительстве стен использована грубая
кладка. Все это придает дворцу суровый и неприступный вид.
... читать далее
- 1 -
2 -
3 -
|