ПАТРИАРШИЙ СВЯТО-ВЛАДИМИРСКИЙ КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР

Среди огромного разнообразия памятников архитектуры города Киева особое место принадлежит Патриаршему Свято-Владимирскому кафедральному собору. В нем абсолютно непостижимым образом были соединены различные направления изобразительного искусства, архитектуры. Цветовая гамма настенных росписей практически не имеет себе равных. Искусствоведы отмечают, что поспорить с ним могут только соборы Софии Константинопольской и Святого Марка Венецианского.

Как все начиналось

Поразительно, но Владимирский собор сыграл роковую роль в судьбе своих создателей.

В начале 1850 г. в городе началась подготовка к празднованию 900-летия крещения Руси. Было решено в ознаменование этого события возвести собор, который получил бы имя князя Владимира Великого, крестившего Русь. Его должны были построить на пожертвования. Созданный «временный строительный комитет» решил заказать проект петербургскому архитектору И. Штрому. Архитектора увлекла эта работа. Он предложил построить храм с тринадцатью куполами в русском стиле. Через три года российский император утвердил его проект, присвоив его автору звание академика и выплатив большую денежную премию.

Но проект осуществить не удалось, так как собранных средств было недостаточно.

Было принято решение обратиться за помощью к Николаю І. Но просьба была отклонена. Основным аргументом отказа явилось то, что храм решили строить на пожертвования, поэтому государственные средства не могут быть использованы. Пришлось искать нового заказчика, который бы согласился бы сделать проект попроще, а значит и дешевле. За работу взялся архитектор П. Спарро. Он предложил наполовину сократить количество куполов и объемы здания. Но эти нововведения не понравились киевскому митрополиту Арсению. В 1862 г. работу над проектом поручили архитектору Александру Беретти. Новый автор проекта, который давно враждовал с Иваном Штромом, не оставил камня на камне от первоначального проекта. Архитектор только увеличил в несколько раз объем собора, уменьшив необходимые денежные затраты до 141 тыс. рублей.

15 июля (в день св. Владимира) 1862 г. заложили первый камень будущего собора. Строительство шло очень быстро, но осенью 1864 г. произошли события, которые остановили возведение храма. Появились трещины в поперечных арках. Они не выдержали веса верхних ярусов. Зодчий постарался переложить ответственность на подрядчиков и маляров. Чтобы избежать появления новых разломов ему пришлось уменьшить высоту куполов. Но через несколько лет трещины снова стали увеличиваться. Репутация архитектора была безнадежно испорчена. Чтобы разобраться в причинах аварии из северной столицы прибыл непримиримый враг А. Беретти Иван Штром. Архитектор был отстранен. Это сильно отразилось на его дальнейшей жизни: заказы перестали поступать, зодчий обанкротился и продал свою мастерскую. Спустя десятилетия Беретти попытался оправдаться, издав брошюру «О строительстве собора во имя Св. Владимира в Киеве». Но полученный им тяжелый удар сказался на его психическом состоянии. Архитектор умер в психиатрической больнице в 1895 г.

В течении десяти лет (1865 – 1875 гг.) строительство замерло на месте. Архитекторы постоянно менялись, потому что никто не хотел отвечать за эту работу. Стены пришлось укрепить металлическими прутами, чтобы они хоть как-то держались. Конец этой чехарде был положен только в 1875 г. В это время в Киев приехал Александр ІІ. Увидев развалины вместо храма, он распорядился выделить дополнительные ассигнования. По приказу царя в Киев прибыл профессор Рудольф Бенгард, который, обследовав уже сделанное, внес необходимые изменения в проект. По его рекомендации строительство продолжил молодой архитектор В. Николаев, который смог успешно завершить начатую Беррети работу. (Надо отметить, что, по мнению Бенгарда, в проблемах, возникших во время строительства, не было вины прежнего архитектора). Строительство было закончено в 1882 г. Решили испытать его на прочность. Для этого на свод собора положили 640 тонн песка в мешках. Строение прошло испытание успешно. Но, не смотря на это, оформление интерьера было поручено другому – профессору Адриану Прахову. Он предложил поручить роспись внутренних столбов и стен признанным художникам. Эта работа была поручена 96-ти мастерам. Первоначальная стоимость работы художников была оценена очень низко – в 150 тыс. рублей. Каждай год профессор выбивал новые средства для продолжения работы, доведя его стоимость до 400 тыс. Это затянуло работу до 1896 г. Но такой «мастерский ход» профессора смог привлечь к оформлению самых известных русских художников этого времени: Виктора Васнецова и Михаила Нестерова, Михаила Врубеля и многих других, чьи имена гремели по всей Европе. Благодаря их мастерству Владимирский собор стал местом поклонения многих ценителей искусства. Были созданы прекрасные образцы нового религиозного искусства.

Собор освятили 20 августа 1896 г. На торжества по этому случаю прибыл сам русский император Николай ІІ с женой, великими князьями и многочисленной придворной свитой.

В газете «Киевлянинъ» было отмечено, что вновь возведенный собор явился памятником не только великому князю, крестившему Русь, но и художественным памятником четырех царствований, так как строили его 44 года. Общая стоимость составила около 900 тыс. рублей.

Храм стал местом паломничества огромного количества любителей прекрасного. Создавая интерьеры в других церквях и храмах, художники опирались на творчество Виктора Васнецова. Его живопись стала образцом для подражания в религиозном искусстве.

Но когда на Украине установилась советская власть, собор переживает трудные времена. Большевики попросту ограбили храм, вывезя оттуда всю церковную утварь, имеющую немалую историческую и материальную ценность. Кроме этого в 1929 г. с собора были сняты все колокола и отправлены на переплавку. С этого времени Владимирский собор перестал быть храмом – в нем открыли Антирелигиозный музей, где проводились лекции по атеизму. Трибуну для лекторов установили в алтарной части.        ... читать далее

- 1 - 2 -
Херсонес

Отправляясь из города Севастополя, буквально через несколько минут можно оказаться на ...

Воронцовский дворец

Популярным местом в городе Алупка является дворец имени М. С. Воронцова ...

Музей воды

В помещении первой городской водонапорной башни, возведенной в 1872 – 1876 гг ...

Ласточкино гнездо

На Крымском побережье расположился рыцарский замок под названием «Ласточкино гнездо» ...

Музей туалета

Один из самых экстрава - гантных музеев Киева – Музей истории туалета, находится в древней ...

Музей "Писанка"

Традиция росписи яиц на Гуцульщине и Покутье уходит своими корнями в глубину веков ...

Усадьба "Марийкина"

Усадьба находится в центре уникального села Ивановка, расположен- ного на границах ...

Выставка Фаэтон

Единственный в Украине музей ретро автомобилей постоянно действующая выставка ...

Морской порт одессы
Массандровский дворец
Киево-Печерская Лавра
Национальный худ. музей
Свято-Успенская Святогорская Лавра
Заповедник «Посулье»
Ландшафтный парк «Софиевка»
Киевский музей восковых фигур
Исторический музей
Одесский музей нумизматики
Музей природы Им. В.Н. Каразина
Национальный музей Чернобыль
Луганский областной худ. музей
Музей русского искусства и быта
Свято-Успенская Почаевская Лавра

Главная / Все статьи / Партнеры / Контакты