Южный придел, который заменил древнюю пристройку был освящен во
имя святой Екатерины. Считается, что имя ему было дано самим Петром І
в честь его супруги Екатерины, которая сделала все возможное, чтобы
спасти царя от турецкого плена во время Прутского похода.
В приделе, который находился на север от главного алтаря, за
жертвенником были помещены мощи великомученицы Варвары.
Заново отстроенный собор занимает площадь в 802 кв. м. Высота
самого высокого купола – 39 м, высота центрального креста –
4,2 м. Куполов – 7. Собор окрашен в нежно-фиолетовый цвет.
В комплекс входят:
Вновь построенный соборный храм в честь Архангела Михаила,
трапезная с церковью Иоанна Богослова (1713 г.) и колокольня (1716 –
1719 гг.). Теперь на колокольне установлены современные электрические
часы – куранты и музыкальный инструмент, который состоит из
набора точно настроенных колоколов. На этом инструменте звонарь
играет, словно на органе, сидя в специальном помещении. Всего в
наборе 51 колокол весом от 4 кг до 8 т. Общая высота инструмента –
40 м.
Новая композиция меняется через каждый час, не повторяясь в
течение суток. Электронный механизм был запрограммирован до 2108 г.
Он может играть мелодии любой сложности.
Кроме этого нельзя не сказать о других примечательных вещах,
находящихся на территории собора. На заднем дворе можно увидеть
древнюю языческую скульптуру девушки. Есть здесь и фонтан со святой
водой, который работает только на крещение. Многие киевляне верят,
что он может исполнить любое желание. Но это произойдет только в том
случае, если копейка, которую проложили к крану, приклеится.
Интерьер.
Издавна славился Михайловский Златоверхий собор своими фресками и
мозаиками. Их окрестили «мерцающей живописью», так как
они словно дымкой затянули все пространство собора сиянием, которое
то затухает, то вспыхивает с новой силой.
Искусствоведы считают, что это новый тип эволюции живописи древней
Руси.
Хотя их выполняли в византийском стиле XI века, русские мастера
привнесли в них черты, которые характерны только для Руси. Благодаря
этому мозаики можно отнести к древнерусскому искусству.
Эти мозаики – яркое свидетельство того, что в Киевской Руси
уже в то время была создана своя школа изобразительного искусства,
которая сумела освободиться от византийского влияний.
Проведя ряд исследований, ученые пришли к выводу, что мозаики были
выполнены Алимпием. Несмотря на то, что в его работах заметно влияние
художественной константинопольской школы, ему удалось создать свой
художественный стиль, берущий начало от славянского народного
творчества.
Некоторые фрески и мозаики сохранились после варварского
уничтожения собора. Часть их находится в Киеве. Их можно увидеть в
Софийском соборе: «Евхаристия», «Стефан и Фаддей»
- фрагменты фигур святых; фрески – сцены «Благовещение».
Самые ценные попали в Москву (мозаика «Дмитрий Солунский»),
другие оказались в Петербурге и Новгороде. После того, как был
построен и отреставрирован Михайловский собор, украинское
правительство прилагает большие усилия, чтобы добиться возвращения
этих мозаик на родину. С 2001 года из Эрмитажа передаются 11
оригинальных фрагментов фресок Михайловского собора. 15 июля 2008
года вновь вернувшиеся фрески были выставлены в музее истории
Михайловского Златоверхого монастыря. Еще большую ценность фрескам
придало то, что мозаики во всех других храмах Руси были утрачены при
разных обстоятельствах. В музеях России осталось еще, помимо 15
фрагментов фресок и другие раритеты. Украина пытается добиться и их
возвращения на родину. Главная задача – вернуть мозаики из
Третьяковской галереи (в частности, портретную мозаику «Дмитрий
Солунский», относящуюся к XII веку). Сложность заключается в
том, что вся экспозиция галереи по Киевской Руси представлена именно
раритетами Михайловского Златоверхого собора.
... читать далее
- 1 -
2 -
3 -
|